Часто задаваемые вопросы:

 

 

На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Прежде всего, на умение будущего школьника общаться со сверстниками и взрослыми, ведь 10 лет ему придется не просто учиться в коллективе, но и взаимодействовать с ним. Встречаются семьи, где ребенку многое позволено. Он привыкает руководить родственника­ми, которые потакают ему во всем, считая исключи­тельным созданием природы. Такому ребенку будет очень тяжело адаптироваться к новым условиям. И учителю будет непросто найти общий язык с его родителями – зачастую они сначала не понимают сложности ситуации, а затем дол­го не признают своих ошибок. Кроме того, будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без по­сторонней помощи, содержать в порядке свои вещи и учебные принадлежности.

Наш ребенок часто болеет или имеет индивидуальные особенности здоровья, а ему уже 7 лет и пора  идти в школу. Как быть? Как ребенок сможет успешно учиться?

В настоящий момент в системе общего образования су­ществует несколько форм получения образования детьми, достигшими школьного возраста. Если ребенок имеет хро­ническое заболевание или является инвалидом, то лечащий врач может рекомендовать родителям таких детей воспользоваться надомной формой обучения, которая организована и в нашем учебном заведении. 

 

Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?

Не обязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети, имеющие особенности речевого развития,    с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию — не стоит их подгонять! Навык чтения и письма  у детей с речевыми недостатками должен формироваться по специальным методикам.

Так называемая «техника чтения» (скорость, количество слов в минуту) не является показателем сформированности читательских умений. Основными умениями при чтении являются понима­ние прочитанного текста (герои, предметы и их характеристики, действия героев, причинно-следственные отношения в тексте), анализ описанной ситуации, ответы на вопросы по содержанию прочитанного или самостоятельный пересказ сюжета.

Хорошо, если до школы и в 1 классе - вы будете читать вместе с ребенком (а не за него), помогать ему разбираться в содержании текста, объяснять непонятные слова. Читайте побольше старых добрых сказок и историй, которые помо­гут вам воспитать отзывчивого, чуткого, скромного че­ловека.

 

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс?

Если ваш ребенок посещал дошкольное учреждение, то в соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи

в 1 класс должен:

u Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.

u Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать основные цвета.

u Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

u Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов,

u Уметь сравнивать группы предметов -   больше, меньше или равно.

u Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

u Уметь находить в группе предметов лишний — например, из ряда картинок группы «Одежда» убрать картинку с изображением туфель.

u Уметь высказывать свое мнение, общаться на бытовые темы.

u Иметь элементарные представления об окружающем мире:
о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах и т.д.

u Иметь элементарные пространственные представления: право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо и т.д.

u Уметь культурно общаться со взрослыми и  сверстниками.

u Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Если ребенок не посещал дошкольное учреждение, не волнуйтесь: педагоги школы помогут вашему ребенку приобрести необходимые знания, умения и навыки, а ваша заинтересованность и содействие станут залогом успеха его обучения.

 

Как организована логопедическая помощь учащимся?

  Логопедические занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме после основных уроков. Логопедические занятия обязательны для всех учащихся школы с 1 по 10 класс и проводятся с каждым учеником не менее двух раз в неделю (в начальной школе возможно даже три или четыре раза в зависимости от индивидуальных  особенностей речевого развития ребенка). В начале сентября (первые две недели) проводится логопедическое обследование учащихся, по результатам которого комплектуются группы (2-4 человека) для фронтальной работы и определяются учащиеся для индивидуальных занятий. Основными направлениями коррекционной работы в начальной школе являются следующие:

- формирование и коррекция произносительной стороны речи (постановка и автоматизация звуков, развитие интонационной стороны речи);

- коррекция нарушений фонематического восприятия (т.е. нарушений различения сходных по акустическим признакам звуков), формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;

- расширение и обогащение словарного запаса, представлений об окружающем мире;

- формирование и развитие связной речи, коррекция грамматического строя речи;

- предупреждение и коррекция специфических ошибок письма и чтения;

        

Для логопедических занятий ребенку необходима тетрадь, в которой учитель-логопед фиксирует изученное на занятии и записывает задания или речевой материал, необходимый для проработки дома.

 

Есть ли в 1 классе домашние задания?

Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хоти­те сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировоч­ных упражнений. Посвятите немного времени для занятий в игровой форме со своим ребенком, и ему будет гораздо легче учиться дальше.

 

Можно ли давать ребенку в школу деньги?

Во избежании конфликтных ситуаций трата денег детьми этого возраста должна находиться строго под контролем родителей.

 

Что делают дети на переменах?

Отдыхают. Причем отдых должен быть активным, ведь после урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребенку необходи­ма разрядка.

На переменах допускаются подвижные и настольные игры (дети играют стоя). Главное, чтобы во время игры соблюдались правила безопасности и школьники слу­чайно не поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных фильмов.

Есть ли  у детей возможность отдохнуть на уроке?

Урок в первом классе на начальном этапе обучения сокращенный (30 минут). Со временем дети адаптируются к новым условиям и смогут заниматься полные 40 минут. С целью отдыха на занятиях проводятся физкультурные минутки, гим­настика для глаз, зарядка для пальчиков, динамические паузы. Кроме того, учителя начальных классов стараются разнообразить ви­ды деятельности учащихся на уроках, чтобы переключать внимание школьников. Все это способствует снижению утомления первоклассников на занятии.

 

Можно ли носить в школу мобильный телефон?

Не рекомендую первоклассникам носить в школу дорогостоящий и многофункциональный мобильный телефон — велико искушение поиграть на уроке в электронную игру, и ребенок, испытывая это желание, но не имея возможности осуществить его, будет отвлекаться от занятия. Кроме того, дорогой телефон у маленького ребенка может возбудить нездо­ровый интерес у более старших детей.

 

Можно ли носить в школу игрушки?

Да, можно, но не PSP! Игровая деятельность ещё очень значима для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Это развивает навыки общения, речь, умение взаимодействовать со сверстниками, а  PSP предполагает индивидуальную и  не ролевую, не речевую игру.  Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов. К сожалению, современные дети часто играют не в дочки-матери или другие ролевые игры, обогащающие их общение. Ребята подражают не всегда положительным героям телевизионных фильмов и компьютерных игр, поэтому советуем вам следить за тем, что смотрит ваш ребёнок и в какие игры он играет дома.

 

Как организовать помощь первокласснику в учёбе?

1.       Следите за тем, чтобы ребёнок занимался в одно и то же время и придерживался режима для первоклассника.

2.       Не отчаивайтесь, если у ребёнка не сразу получается так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в 1 классе.

3.       Научитесь точно ставить перед ребёнком учебную задачу, но не более одной, ведь ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах. Например: “Постарайся плавно соединить слоги в слова”, “Попробуй аккуратно написать новую букву” и т.д.

4.       Главным для учебных тренировок является положительный эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, при которой обязательно    будет  достигнут качественно новый результат.

5.       Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребёнка, ведь он – личность, это ВАШ ребенок. Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка предполагает изучение его личных успехов, его личного роста относительно самого себя. Поддержите ребёнка в трудной ситуации словами: “Я уверен (а), что у тебя всё получится”.

6.       Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него. Постарайтесь сформировать у ребенка чувство ответственности за готовность к урокам, ведь учеба - это его  важная «работа».

 

Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?

Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился. Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки. Небрежно выполненное задание необходимо переделать, формировать у ребенка чувство ответственности за выполненную работу.

Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание, но не делайте за него.

Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.

 

Волнуемся, что не сможем правильно объяснить, как решать задачи. Как можно помочь ребенку в этом вопросе?

Решение задач вызывает затруднение потому, что каждая из них имеет свое условие и способ решения. Главная  трудность при решении задач детьми с патологией речи – непонимание или искажённое понимание текста задачи (предметного плана, причинно-следственных отношений). Это связано с ограниченностью их словарного запаса и грамматических представлений о языке. Проверьте, понимает ли ребенок смысл отдельных слов и словосочетаний, может ли он ответить, что произошло в задаче, кто участник, какие предметы фигурировали, что с этими предметами происходило  и т.д. Если возникают затруднения – объясните ребенку значение непонятных слов, покажите ему эти предметы или действия. Рекомендуем вам вместе с ребенком детально проанализиро­вать текст задачи — разобраться с описанной в ней си­туацией, проиграть условие. Можно изобразить задачу в виде рисунка или схемы. Основная помощь состоит в том, чтобы объяснить ученику, что по условию задачи с группами предметов происходят изменения. Например, если в задании мама принесла яблоки, то количество предметов увеличилось, поэтому для решения нужно выбрать действие сложение. Напротив, если из группы предметов что-то взяли, унесли, разбили и т. д., то коли­чество данных в задаче предметов уменьшилось — необ­ходимо выбрать действие вычитание.

 

Какая помощь нужна первокласснику по математике?

Не мешайте первокласснику на первых порах обучения загибать пальчики при счете: таким образом, он пересчитывает элементы мно­жества, в данном случае -  своих пальцев. Можно пе­ресчитывать любые однородные предметы - карандаши, линейки и т. д. В дальнейшем следите за тем, чтобы число эле­ментов в каждой группе ребенок обозначал цифрой (знаком на письме) и не путал понятия «число» и «цифра»! Множества можно сравнивать: больше или меньше и уравнивать: добавлять или отнимать эле­менты, чтобы в обоих множествах элементов стало по­ровну. Считать лучше в пределах 10. Если ваш ребенок называет числительные до 100, это еще не значит, что он умеет считать в том понимании, в котором делаем это мы, взрослые.

 

Как правильно организовать дома рабочее место ученика?

Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребе­нок сможет сам систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте.

Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону - основной свет должен попадать через верхнюю треть окна.

Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ре­бенка. При росте 1м - 1 м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, а высота сидения стула - 26 см. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см. Важно, чтобы ноги ученики стояли на полу, спина прикасалась к спинке сту­ла, а между крышкой парты и грудью ребенка могла про­йти его ладонь.

 

Дети часто ссорятся по любому поводу. Что делать?

Вопрос конфликтов в отношениях между людьми самый непростой и касается не только детей. К сожалению, вмешиваясь в детские ссоры, взрослые зачастую действуют столь неграмотно, что только усугубляют ситуацию. Родители просто запрещают ребёнку дружить с товарищем. Это необходимо лишь в самом крайнем случае, когда понятие дружба уже не соответствует сложившимся отношениям. Еще один вариант неправильной стратегии в решении конфликта – это ссора и взаимные обиды родителей обоих детей. Ситуация может достичь абсурда: дети поссорились и помирились на следующий же день, а их родители продолжают конфликтовать годами.

Если взрослым не известны мотивы конфликта, то следует по очереди выслушать обе стороны (иногда их бывает и больше), не давая оценки детским поступкам до тех пор, пока ситуация не прояснится. В любом случае в ссоре чаще всего виноваты сами ссорящиеся, не умеющие уступать друг другу и не желающие идти на компромисс, особенно, если они привыкли, что в семье все и всегда уступают их капризам. Умению общаться вам придётся учить ребёнка ещё очень долго, желательно на собственном примере. Если вы хотите воспитать честного человека, то приучите малыша признавать свои ошибки, начиная со слов “ Я виноват…”.  Постарайтесь объяснить ребенку, что вы не будете безоговорочно верить всем его жалобам на одноклассников, в противном случае вы рискуете укрепить в ребенке необоснованную уверенность в его правоте во всём и всегда. Помните, что со временем эта уверенность может стать причиной и ваших внутрисемейных конфликтов с ребенком.

 

Существуют ли экскурсии для первоклассников?

       Да, музеи и выставочные залы предлагают первоклассни­кам множество экскурсий, но готовы ли они к этим посеще­ниям? В течение первого полугодия проходит адаптация де­тей к школе, формирование основ детского коллектива и навыков культурного поведения в общественных местах.  Считаю, что школьные учебные экскурсии в музеи и на природу лучше организовывать со второго полугодия 1 класса. В выходные дни  рекомендую вам семей­ные экскурсии и прогулки, ведь культура поведения формируется при индивидуальных беседах, когда мама заботливо объясняет ребенку, что можно делать, а какое поведение является недопустимым в тех или иных случаях.

Кто был на сайте?
Электронный журнал

Мини-чат
Сайт школы


Информер последних комментариев


    Статистика материалов